Формы жизнеустройства детей

 

 В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в отдел по образованию Брестского районного исполнительного комитета для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается от 1 до        4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Отдел по образованию Брестского районного исполнительного комитета предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории Брестского района и выдает направление для знакомства            с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в учреждении здравоохранения, доме ребенка, социально-педагогическом центре, школе-интернате. Для создания детского дома семейного типа приемной семье и воспитанникам предоставляется жилое помещение.

Приемная семья – возмездная форма замещающего родительства, занимая должность приемного родителя, гражданин трудится и получает заработную плату. Можно работу совмещать и работать по основному месту работы.

На содержание несовершеннолетних подопечных назначаются ежемесячные денежные выплаты, а также компенсируются расходы на коммунальные услуги и др.

Еще одной особенностью является факт, что передача детей                    в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и воспитанниками приемной семьи правоотношений, подобных детско-родительским правоотношениям в биологической семье, правоотношениям родственников «по крови». Дети в приемной семье находятся временно, на срок договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Трудовые отношения приемного родителям с управлением (отделом) образования регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь.

  • Усыновление (удочерение). Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Тайна усыновления охраняется законом. Усыновитель получает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка до достижения им шестнадцатилетнего возраста.
  • Опекунство (попечительство). Опекун вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. Опекун не вправе препятствовать ребенку общению с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Опекун обязан проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
  • В отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) лиц, не состоящих с ними в родстве, допускается усыновление в общем порядке. Подопечный ребенок может быть возвращен родителям.
  • Кроме этого, специалисты отдела по образованию Брестского районного исполнительного комитета осуществляют контроль за деятельностью опекунов. Целью такого контроля является наблюдение за развитием ребенка, надзор за сохранностью имущества подопечного, оказание психолого-педагогической и другой помощи. Контрольные обследования условий жизни подопечных проводятся не реже 2 раз в год. Труд опекуна не оплачивается. На содержание несовершеннолетних подопечных назначаются ежемесячные денежные выплаты на содержание, а также компенсируются расходы на коммунальные услуги и прочее.
  • Патронатное воспитание. Форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе. Как патронатный воспитатель Вы можете:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.)

Разнообразие форм семейного устройства детей-сирот позволяет максимально учитывать специфичность жизненной ситуации конкретного ребенка при определении его дальнейшего жизнеустройства.

Правовая база, регламентирующая деятельность по защите детей-сирот в Республике Беларусь, является достаточно разработанной. Ее составляют ряд законов, постановлений и других нормативных актов:

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»

Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»

Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Положение о приемных родителях и др.