Инклюзивная культура - готовность принять каждого ребенка
01.03.2021Открыла мероприятие методист ГУМУ «Брестский районный учебно-методический кабинет» Ярмушевич С.И. В своём выступлении методист осветила основные требования, касающиеся деятельности руководителя учреждения дошкольного образования. Современный этап развития системы специального образования в Республике Беларусь характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование дети с особенностями психофизического развития.
Инклюзивное образование является одним из направлений развития системы образования на современном этапе, которое развивается наравне с другими подходами и базируется на признании того, что в образовательный процесс, включаются все дети в независимости от их психофизических особенностей.
Проблемы социального характера будут являться одной из основных. Вводя в учреждение инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли педагоги, воспитанники и их родители принять в группе особенного ребенка? Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в учреждении.
Содержание работы учреждений дошкольного образования при организации интегрированного обучения и воспитания отличается от его обычного режима тем, что:
образовательный процесс осуществляется с учетом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами к дошкольному образованию и специальному образованию;
обучение детей, не имеющих особенностей физического и (или) психического развития, осуществляется по учебным планам и программам дошкольного образования;
обучение детей с ОПФР осуществляется по учебным планам и программам дошкольного образования с учетом программ специального образования;
создается адаптивная образовательная среда, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с ОПФР;
осуществляется психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОПФР;
формируются новые качественные характеристики взаимодействия и взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении воспитанников с разными познавательными возможностями и образовательными потребностями.
ЦКРОиР Брестского района выполняет координирующую функцию. Специалисты ЦКРОиР оказывают организационно-методическую помощь по вопросам открытия, комплектования и функционирования интегрированных групп. Они проводят психолого-педагогическое обследование детей с ОПФР, оказывают консультативную помощь специалистам (учитель-дефектолог, педагог-психолог) и родителям (законным представителям) учреждений дошкольного образования.
Дошкольные учреждения Брестского района осуществляют образовательную деятельность, создают адекватную возможностям разных групп обучающихся с ОПФР образовательную среду, организуют их психолого-педагогическое сопровождение.
Актуальные вопросы системной и последовательной работы по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса рассмотрели участники вебинара, который состоялся 18.12.2020 при участии специалистов ЦКРОиР Брестского района. Специалисты ЦКРОиР Брестского района структурировали материалы (теоретические аспекты) в этом направлении.
В ходе вебинара участники мероприятия получили ответы на все интересующие их вопросы: реализация учебных программ и планов специального дошкольного образования, работа воспитателя для персонального сопровождения воспитанников с аутистическими нарушениями, реализация режимных моментов в интегрированных структурах дошкольного образования, функционирование пункта коррекционно-педагогической помощи, повышение квалификации медицинских работников др.