Педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития на музыкальных занятиях
25.02.2019Государственное учебно-методическое учреждение
«Брестский районный учебно-методический кабинет»
Педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития на музыкальных занятиях
21 февраля 2019г. на базе ГУО «Ясли – сад д. Клейники» состоялся семинар – практикум на тему: «Педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития на музыкальных занятиях». В мероприятии приняла участие Давыдова Жанна Казимировна, педагог-психолог ЦКРОиР Брестского района.
Просмотр специально организованной деятельности «Путешествие по зимнему лесу» для воспитанников старшей группы интегрированного обучения и воспитания (от 5 до 6 лет), подготовленного музыкальным руководителем первой квалификационной категории ГУО «Ясли – сад д. Клейники» Ковальчук Мариной Сергеевной, продемонстрировал результат системной работы с воспитанниками, направленной на повышение качества образовательной работы и усвоение учебной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Музыкальные руководители дали высокую оценку профессиональной деятельности коллеги.
На волнующие вопросы по педагогическому сопровождению воспитанников с особенностями психофизического развития на музыкальных занятиях ответила специалист ГУО «ЦКРОиР» Брестского района Давыдова Ж.К.
Панорамный просмотр предметно - развивающей среды музыкальных центров групповых помещений ГУО «Ясли-сад д.Клейники», представленный заместителем заведующего по основной деятельности Михневич Т.Г., показал заинтересованность всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и воспитанников) в её обогащении, что способствует формированию познавательных способностей воспитанников, развитию их творческого потенциала. В сопровождении надо «идти за ребенком», направляя его развитие, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагога; помогая принимать самостоятельные решения, но оставляя за ребенком сам выбор и ответственность за него. Детям необходимо создать специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.
Эффективность психологической помощи детям с нарушениями в развитии зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии. Это воздействие успешно осуществляется в форме психолого-педагогического сопровождения.
Методист ГУМУ "Брестский районный учебно-методический кабинет" Ярмушевич Светлана Ивановна, отметила что специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования; уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР. Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей воспитанников. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания. Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.
Участники районного мероприятия отметили высокий уровень проведения методического объединения. Подчеркнули практическую значимость данной формы работы для музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования: с целью изучения и распространения эффективного педагогического опыта, повышения профессионального мастерства.
В учебном году будет продолжена работа по обеспечению качества организации и содержания образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания. Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать в детском саду, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения воспитанников с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников.
Любите всех детей, пришедших к вам учиться!
Особенно тех, кто судьбой обделен.
Им в жизни многого не суждено добиться,
Но каждый чистою душою награжден!
И мы должны над каждым наклониться,
Чтоб научить их петь и танцевать,
Чтоб заглянуть в зовущие нас лица.
И ободряющее слово им сказать.
Не бойтесь израсходовать до срока
Любви и знаний в вас хранящийся запас,
Чем больше сил вы отдаете детям,
Тем больше остается их у вас!
Ярмушевич С.И.
Самойлович А.В.