Заседание методического объединения для воспитателей  средних групп учреждений Брестского района, реализующих учебную программу дошкольного образования на тему: «Обеспечение безопасных и  здоровьесберегающих  условий в учреждениях дошкольного образования, профилактика детского травматизма»

28.03.2019

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод  продиктованы этим.

28 марта 2019 года на базе Государственного учреждения образования «Ясли-сад д.Тельмы-1» прошло заседание методического объединения для воспитателей  средних групп учреждений Брестского района, реализующих учебную программу дошкольного образования на тему: «Обеспечение безопасных и  здоровьесберегающих  условий в учреждениях дошкольного образования, профилактика детского травматизма».

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Итак, актуальность темы – «Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждениях дошкольного образования, профилактика детского травматизма» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Поэтому главная задача воспитателей выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных в организации работы по обеспечению безопасности детей. Довести до воспитателей важность работы с детьми по изучению правил безопасности и ответственности за жизнь и безопасность дошкольников.

Заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад д. Тельмы-1» Дмитрук Наталья Валерьевна представила присутствующим «Центр безопасности», постоянно действующий в фойе дошкольного учреждения. Наталья Валерьевна обратила внимание, что  совместно с воспитателями воспитанники  старших  групп  проводят игровые занятия  для малышей, а также знакомят своих сверстников с правилами дорожного движения и основами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах.

В ходе работы было просмотрено открытое занятие по образовательной области «Ребенок и общество» по теме закрепления правил дорожного движения: «Помогаем найти огоньки». Подготовила и провела занятие  с воспитанниками средней группы воспитатель дошкольного образования второй квалификационной категории Лончук Марина Владимировна. Занятие интересное, воспитатель использовала разнообразные  игровые приемы. Марина Владимировна ознакомила  присутствующих  с тематическими играми и пособиями.

Участниками семинара в ходе работы методического объединения были обсуждены методы и приемы работы с воспитанниками средних групп по формированию основ безопасной жизнедеятельности.  

В результате работы  педагогам была разработана  памятка по оформлению и содержанию центров безопасности в группах для учреждений дошкольного образования, выработаны рекомендации по  организация безопасных и здоровьесберегающих условий для воспитанников в учреждениях дошкольного образования Брестского района.

Образовательная работа с детьми осуществляется в следующих направлениях:

Вторая младшая, средняя группа:

Обучение детей правилам пожарной безопасности

Обучение детей правилам дорожного движения

Обучение детей правилам поведения на воде

Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись

Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми

Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений

Обучение безопасному общению с животными

Старшая группа:

Обучение детей правилам пожарной безопасности

Обучение детей правилам дорожного движения

Обучение детей правилам поведения на воде

Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись

Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми

Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений

Обучение детей правильному поведению во время стихийных бедствий

Обучение безопасному общению с животными

Содержание образовательной работы по вопросам охраны жизни и здоровья:

планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях ЧС;

ознакомление дошкольников с причинами возникновения ЧС во время прогулок, экскурсий;

организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья, на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;

моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни;

максимальное использование учебно-методических материалов, наглядности;

обеспечение детей в группах игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения ЧС.

Образовательная деятельность должна быть интегрированной, соединять разные направления: ознакомление с окружающей средой, валеолого-экологическую культуру, физическое развитие, изобразительное искусство. Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.

В дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности: общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, познавательно-практическая. Любой из указанных видов деятельности должен быть использован для обучения детей безопасному поведению.

Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами. Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения.  Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования

Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого занятия –тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности.

Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:

Какие правила обязан соблюдать пешеход?

Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?

Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?

Как защитить себя от назойливого незнакомца?

Что делать, когда порезал палец? И др.

На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.  В ходе  тренингов необходимо  отрабатывать защитное поведение.

Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания,  возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных , театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

Эффективной формой подачи знаний является физкультурно-оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится сам участником действия, что способствует формированию конкретных умений.

Эффективной является такая форма, как проведение Недели безопасности ребёнка».

Её цели:

улучшение качества образовательной работы с детьми по вопросам личной безопасности и защиты жизни;

пропаганда здорового образа жизни;

интегрирование общественного и семейного воспитания по проблемам безопасности жизнедеятельности ребёнка.

Предварительная работа. Воспитатели составляют тематический план работы своей группы, включающий: занятия, сюжетные, дидактические игры, конкурсы, эстафеты, соревнования, экскурсии, прогулки, чтение художественной литературы, моделирование поведения, анализ опасных ситуаций, театрализации, конкурсы рисунков на тему безопасности жизни и здоровья.

     Примерный план мероприятий недели:

Праздники, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты.

Театрализованный спектакль.

Смотр-конкурс на лучший рисунок на тему безопасности жизни и здоровья.

Встречи сотрудников дошкольного учреждения, родителей и детей с сотрудниками МЧС, врачами, ГАИ.

Собрания агитационно-пропагандистского характера среди родителей по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, защиты детей от их последствий, профилактики заболеваний, укрепления здоровья.

Практикумы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом yf тему безопасности жизнедеятельности детей.

Выставки пособий, игрового и учебного оборудования, изготовленного педагогами  дошкольного учреждения и родителями.

В конце «недели  безопасности ребёнка» проводятся итоговые беседы.

Планирование работы по ОБЖ.

При планировании и организации работы по ОБЖ необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
  • принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной  и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предугадать всех спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. От педагога может потребоваться: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы и т.д.
  • принцип сезонности: следует, по возможности,  использовать местные условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала.
  • принцип возрастной адресованности.
  • принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты.  Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).  Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

В заключение РМО была проведена рефлексия. Педагоги отметили, приобретенный опыт на мероприятии пополнил их педагогическую копилку.

 

Руководитель  РМО воспитателей дошкольного образования,

заместитель заведующего по основной деятельности

ГУО «Ясли-сад д. Черни» Гладкая И.Н.

Методист  высшей  квалификационной  категории 

ГУМУ  «Брестский  районный учебно-методический кабинет»

С.И.Ярмушевич