Организация поисково-исследовательской деятельности воспитанников дошкольных учреждений: достижения, проблемы

19.04.2018

 

Организация поисково-исследовательской деятельности  воспитанников дошкольных учреждений:  достижения, проблемы

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

         Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

         По мнению Н.Н. Поддьякова: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

         В ходе опытнической  деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

         В работе по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников воспитатели дошкольного образования  используют комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями детей дошкольного возраста, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо всегда помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

          Одним из условий решения задач по поисково-исследовательской деятельности в детском саду выступает  организация предметно-развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

         19 апреля 2018 г. в ГУО «Ясли-сад д. Черни» прошел районный семинар для воспитателей дошкольных учреждений Брестского района  на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности  воспитанников дошкольных учреждений:  достижения, проблемы».

Гости посетили открытые занятия в старших группах.  Воспитатель Симончик Г.Д., предложила присутствующим игру-занятие «Мы - фокусники». На некоторое время дети вместе с присутствующими гостями перенеслись в цирк и совместно с воспитателем показывали фокусы с жидкостями.                                        

 Воспитанники Волочкович А.И. превратились в самых настоящих лаборантов и проводили опыты с бумагой, изучали её свойства.

     Педагоги с детьми в  процессе организации опытно-экспериментальной деятельности решали следующие задачи:

  • включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности