Система работы по созданию здоровьесберегающего пространства в учреждении дошкольного образования

17.04.2019

Материал РМО:

Анализ заболеваемости УДОза 1 кв.2019

Занятие по ФИЗО

Медико-пед.контроль

Общие основы безопасности детей дошкольного возраста при выполнении физических упражнений

Памятка для руководителей физического воспитания по здоровьесберегающим технологиям

Программа

Самоанализ

Страховка и помощь как мера профилактики безопасности детей на физкультурных занятиях

Функциональные обязанности должностных лиц

17 апреля 2019 года на базе ГУО «Ясли-сад д. Остромечево» было проведено районное  методическое объединение для заведующих учреждений дошкольного образования Брестского района. Тема мероприятия – «Система работы по созданию здоровьесберегающего пространства в учреждении дошкольного образования» выбрана не случайно, ведь сохранение и укрепление здоровья воспитанников – главная задача каждого учреждения дошкольного образования.

Открыла мероприятие методист ГУМУ «Брестский районный учебно-методический кабинет» Светлана Ивановна Ярмушевич, которая отметила, что Министерством образования Республики Беларусь четко определены направления работы дошкольных учреждений, среди которых ведущее место занимает создание здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей системы. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников (12,6 дней пропущено по болезни за год одним воспитанником по району), требует систематической и эффективной работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов каждого дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в учреждениях дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнения. Пунктом 4 статьи 20 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса воспитанники  имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.

Поэтому, понимая значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллективы дошкольных учреждений  целенаправленно  должны работать   над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, осуществлять поиск новых современных методов и приемов, использовать в работе передовой опыт.

Заведующий Лилия Анатольевна Пилипчук рассказала собравшимся об учреждении, отметила положительный опыт в стремлении педагогов к самосовершенствованию, получению новых знаний и умений, повышению своей профессиональной компетенции. Она обратила внимание на то, что 3 педагога из 15 проходят переподготовку на базе ИПК и ПК БГПУ им. ММ. Танка, а 2 педагога подали заявки сдачу квалификационного экзамена на получение высшей категории. Л.А. Пилипчук обозначила основные проблемы, которые существуют: увеличение количества пропущенных дней по болезни одним воспитанником, увеличение числа воспитанников, которые приходят в учреждение с патологиями развития.  

По данной проблеме высказала свое мнение Евтушенко Екатерина Юрьевна, заведующий Остромечевской АВОП. Она отметила, что качественное взаимодействие системы здравоохранения и образования по медико-педагогическому сопровождению воспитанников – это залог сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Не оставило равнодушным всех присутствующих сюжетное физкультурное занятие с элементами логоритмики для воспитанников старшей группы с ОПФР «Путешествие в Африку» (Руководитель физического воспитания Бочило Екатерина Александровна). Воспитанники  упражнялись  в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног с речью и музыкой; развивали речевое дыхание, мимическую и мелкую моторику; выполняли физические упражнения  для развития ловкости, быстроты.

Заместитель заведующего по основной деятельности Пикуль Алеся Сергеевна представила опыт работы учреждения дошкольного образования «Ясли-сад д. Остромечево» по созданию здоровьесберегающей системы. Было обращено внимание на то, что деятельность учреждения дошкольного образования представля­ет собой единство педагогических мер, имею­щих целью улучшение (сохранение) здоровья воспитанников и напрямую отражающихся на качестве дошкольного образования. Следует помнить, что здоровьесбережение - это прежде всего сбережение здоровья, т.е. его охрана и защита.

Сущность здоровьесберегающей деятель­ности в учреждении дошкольного образова­ния заключается в:

- передаче воспитанникам и закреплении у них опыта здоровьесберегающего пове­дения;

- формировании положительной мотива­ции к здоровьесбережению;

- воспитании основ здорового образа жизни;

Для того чтобы решить перечисленные за­дачи, здоровьесберегающая и образовательная деятельность должны работать по принципу взаимодополнения.

Образовательная среда должна быть безопасной, что предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обе­спечению надёжности и безопасности их ис­пользования. На этом заострил особое внимание в своем выступлении Евгений Димитриевич Деменьтев, заведующий ГУО «Ясли-сад д. Клейники».

Евгений Димитриевич представил присутствующим презентацию об основных требованиях безопасности, об осуществлении контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию, инвентарю, состояния и эксплуатацией спортивных сооружений и объектам, участкам.

Методист ГУМУ «Брестского районного учебно-методического кабинета» Светлана Ивановна  Ярмушевич отметила,что сохранение и укрепление здоровья воспитанников в безопасных условиях обра­зовательной среды, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни явля­ются не только приоритетными задачами дошкольного образования, но и наряду с другими показателями выступают крите­рием оценки его качества.

Для создания здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении необходимо:

· осознание проблем негативного воздействия на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимости их незамедлительного разрешения;

· признание педагогами своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья воспитанников;

· овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;

· реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения и с родителями.

При организации образовательного процесса в рамках здоровьесберегающей системы акцент делается:

· на интеграцию разных видов деятельности в процессе воспитания и обучения;

· на педагогику сотрудничества во взаимодействии с детьми, что позволяет преодолевать стереотипы учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса;

· на сокращение числа занятий за счет комплексности их содержания;

· на создание развивающей предметно-пространственной среды;

· на гибкость форм и методов работы воспитателя, предпочтение работе с малыми группами и индивидуальной работе с детьми, что обогащает становление их социального опыта;

· на отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей.

Здоровьесберегающая система должна строиться на основополагающих принципах:

1. Принцип не нанесения вреда - одинаково первостепенен и для медиков, и для родителей.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов (все происходящее в образовательном процессе в дошкольном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье воспитанника и воспитателя).

3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, духовно-нравственном.

4. Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится систематически, последовательно, как в режимных моментах, так и в организованных видах детской деятельности).

5. Принцип субъективного взаимодействия с воспитанниками (необходимость индивидуального подхода).

6. Принцип соответствия содержания и организации процесса воспитания и обучения возрастным особенностям (риск перегрузок, утомления от излишней сложности).

7. Комплексный, междисциплинарный подход (медико-психолого-педагогическое сопровождение).

8. Принцип медико-психологической компетентности педагога дошкольного учреждения (высокие требования к уровню психологической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания у педагогов).

9. Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий (формы и методы обучения здоровью, воспитания культуры здоровья, формирование здоровья).

10. Приоритет позитивных воздействий над негативными.

11. Приоритет активных методов воспитания и обучения.

12. Принцип отсроченного результата (на старте работы запастись терпением и прослеживать динамику состояния развития и здоровья ребёнка на протяжении пребывания в дошкольном учреждении).

13. Принцип контроля за результатами, основанного на получении обратной связи   (организация психолого-педагогического мониторинга работы по охране жизни и укреплению здоровья детей).

Вниманию участников  была предложена выставка методической литературы по теме семинара, подготовлен раздаточный материал к использованию в работе.

Семинар прошел в творческой обстановке, на принципах открытости и доверия в общении.

Для педагогических коллективов дошкольных учреждений, ребенок олицетворяется с жизнью и любовью, поэтому педагоги искренне радуются, когда детям весело и интересно, когда они здоровы и счастливы.

Приятным завершением мероприятия стала экскурсия в музей «Спадарыня Прыбужжа», посвященный быту сельской женщины, который был создан благодаря проекту ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемому Европейским Союзом.