Районное методическое объединение «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

24.10.2019

В  ГУО «Ясли-сад  д. Черни» 24 октября  прошло  районное  методическое  объединение  «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста», участниками которого стали воспитатели садовых и разновозрастных групп учреждений дошкольного образования.

Цель мероприятия: повышение профессиональной компетентности педагогов учреждений дошкольного образования в условиях реализации задач  обновленного содержания учебной программы дошкольного образования.

В начале мероприятия музыкальный руководитель Антонюк И.И., воспитатель Симончик Г.Д. совместно с воспитанниками старшей группы подарили гостям музыкальную композицию "Осенний сувенир".

Открыла мероприятие методист ГУМУ "Брестский районный-учебно методический кабинет" Ярмушевич С.И., которая отметила, что в 2019/2020 учебном году образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования осуществляется по обновлённому содержанию учебной программы дошкольного образования. Учебная программа является комплексной и её содержание изложено с учётом основных направлений развития воспитанника: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое, которые реализуются посредством содержания образовательных областей: "Физическая культура", "Ребёнок и общество", "Элементарные математические представления", "Ребёнок и природа", "Развитие речи и культура речевого общения", "Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн", "Подготовка к обучению грамоте", "Падрыхтоўка да навучання грамаце", "Изобразительное искусство", "Музыкальное искусство", "Художественная литература".

Содержание учебной программы дошкольного образования ориентирует на обеспечение разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих возрастной специфике и требованиям современного общества.

Обучение и воспитание детей дошкольного возраста организуется в условиях близкородственного (белорусско-русского) билингвизма и направлено, в том числе, и на усвоение ими двух государственных языков.

С этой целью рекомендуется реализовывать содержание образовательной области “Развіцце маўлення і культура маўленчых зносін” в учреждениях образования с русским языком обучения и воспитания, образовательной области “Развитие речи и культура речевого общения” в учреждениях образования с белорусским языком обучения и воспитания в группе второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первой младшей (от 2 до 3 лет), в первом полугодии во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) в нерегламентированной деятельности. Со второго полугодия во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) реализация содержания указанных образовательных областей в учреждениях образования осуществляется в специально организованной деятельности в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования.

При реализации содержания образовательной области “Художественная литература” в специально организованной деятельности в группе второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первой младшей (от 2 до 3 лет), второй младшей группе (от 3 до 4 лет) в учреждениях образования с русским языком обучения и воспитания используются произведения художественной литературы и фольклора на белорусском языке, в учреждениях образования с белорусским языком обучения и воспитания – произведения художественной литературы и фольклора на русском языке. Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет), в специально организованной деятельности используются произведения художественной литературы и фольклора на русском и белорусском языках.

В учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования на 2019/2020 учебный год, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь.   Для качественной реализации поставленных задач  необходимо использовать в работе  методическую литературу и пособия, рекомендованные  Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и перечень учебно-методической литературы для учреждений дошкольного образования.

Ярмушевич С.И. представила  присутствующим презентацию: «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в 2019/2020 учебном году. К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания (учебники, учебные пособия и иные учебные издания), содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденные либо допущенные в качестве  соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь. Министерство  образования обращает внимание, что пунктом 740 перечня типовых  документов национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. “Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь”») предусмотрено обязательное наличие такого вида документа учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, как «Сведения о наличии учебных изданий и иных средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении образования».

В учреждении образования (методическом кабинете, возрастной группе, кабинетах музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и др.) ведется аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования. Перечень учебных изданий по дошкольному и специальному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале (https://uchebniki.by/, https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protses-2019-2020-uchebnyj-god/spetsialnoe-obrazovanie.html), на интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by).

В Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»(далее – ИПКиП БГПУ) реализуются образовательные программы повышения квалификации для специалистов системы дошкольного образования (воспитателей дошкольного образования, учителей-дефектологов и иных педагогических работников учреждения дошкольного образования). Подробная информация представлена на сайте https://ipkip.bspu.by/. 

Руководитель РМО заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад д. Черни» Гладкая И.Н. провела с присутствующими деловую игру “Вариативные технологии в развитии связной речи дошкольников”.

Общение является одним из основных условий развития ребенка, важным компонентом формирование его личности, ведущим видом деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Для многих детей все трудней становится нормально взаимодействовать с другими. У ребенка любимые занятия – просмотр фильмов, компьютерные игры.

По результатам  диагностики у 70% детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере; 80% детей этой категории имеют нарушения эмоционально-волевой сферы: тревожность, повышенная обидчивость, увеличение количества страхов, повышенная возбудимость или вялость, пассивность; для 40% характерен низкий уровень развития познавательных процессов.

Наблюдение за повседневной деятельностью детей, за их общением показывает, что в детских коллективах присутствует высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Кроме того к старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть коммуникативными навыками: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольника часто остается за пределами внимания. Опыт социального поведения, ребенок может накопить и усвоить не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а скорее всего в практической деятельности. И здесь большое значение имеет игра. Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка, эмоционально-важный опыт в игре получает осмысленное выражение. В игре закрепляются навыки социального поведения, дети учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально-нравственные навыки: отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, а также игра-действующее средство формирование у дошкольников навыков общения. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых самые не общительные вступают в речевое общение и раскрываются.

Известный писатель Дж. Родари утверждал «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку».

Во время проведения проведения деловой игры воспитатели повысили своё  профессиональное мастерство по использованию методов и приёмов по организации дидактических игр по развитию речи, познакомились с методическими наработками учреждения по направлению "Речевое развитие". Активное участие педагогов в игре показало хороший уровень знаний по речевому развитию детей дошкольного возраста и показало необходимость работы над собственной речью, её выразительностью.

Педагогами ГУО «Ясли-сад д. Черни» была подготовлена выставка методической литературы и наработок  педагогов учреждения (дидактические игры, пособия) по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста. 

                                                                                         

В заключение РМО педагогам было определено задание для следующего заседания, которое будет проходить в январе

В результате работы выработаны рекомендации для использования в работе воспитателями.

- Особенности организации дидактических игр.

- Предметно-пространственная среда - как необходимое условие развития речи воспитанников.

2020 г. в ГУО «Ясли-сад п. Мухавец»: подготовить для презентации педагогические находки (конспекты занятий, наглядный и практический материал) по использованию игровых приемов  и схем-моделей  для развития речевого творчества детей.

Рефлексия деятельности  игра «Листопад» помогла подвести итоги и оценить работу всех участников мероприятия. При подведении итогов участники мероприятия дали высокую оценку организации и проведению методического объединения, подчеркнув при этом  профессионализм, творчество и сплоченность. 

                                                                                                                             

                                       Руководитель РМО  И.Н.Гладкая